Статьи

Курс «Боевая спецпропаганда» (СССР. Журфак МГУ)

Этот курс учил, как искусно сеять раздор в рядах противника с помощью дезинформации и манипуляции сознанием. Боевая, или «черная», пропаганда допускает любое искажение реальных фактов ради решения пропагандистских задач и используется с главной целью разрушения мозгов противника.

Существует несколько методов, к примеру: Метод «Гнилой селедки». Метод «Перевернутой пирамиды». Метод «Большой лжи». Принцип «40 на 60». Метод «Абсолютной очевидности». Слушатели курса » Боевая спец пропаганда» учились этой технике против солдат армии противника. Сегодня такие методы используются и против населения нашей страны. Без сомнения, люди, координирующие вброс и интерпретацию новостей россиянам, явно учились по подобной программе и учебникам.

Метод «Гнилой селедки»

Цель метода «гнилой селедки» не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкое, публичное обсуждение этого обвинения против конкретного человека (личностей). Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Хорошо работает, например, что данное лицо наркоман и наркомафия, участвовал в растление детей, или убийство из жадности.

Метод строится на том, что как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его «сторонники» и «противники», «знатоки» и «эксперты», «обвинители» и «защитники» обвиняемого.

Но вне зависимости от своих взглядов все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением, втирая таким образом все больше «гнилой селедки» в его «одежду», пока, наконец, этот «запах» не начинает следовать за ним везде. А вопрос «убил-украл-совратил или все-таки нет» становится главным при упоминании его имени.

Метод «Перевернутой пирамиды»

Перевернутая пирамида — это метафора, используемая журналистами и другими писателями для иллюстрации того, как в прозе следует расставлять приоритеты и структурировать информацию (например, новостной репортаж).
Принцип перевернутой пирамиды — это схема написания текста, при котором автор располагает информацию по мере приоритетности: сначала рассказывает о самом важном, а в середине и концовке описывает менее значимые детали в порядке убывания их ценности. Отличие от классической подачи. Стандартная структура текста состоит из трех частей: вступление, основная информация и заключение.

Метод «40 на 60» (приписывают Й. Геббельсу)

Метод заключается в создании материалов в СМИ, в которых 60 процентов информации дается честно, иногда и в интересах противника. Но, получив таким образом доверие у публики, оставшиеся 40 процентов используют для чрезвычайно эффективной дезинформации. Читатель даже не может допустить что это ложь, коль ранее слышал только правду. Во время Второй мировой войны существовала радиостанция, которую слушал антифашистский мир. Считалось, что она британская. И только после войны выяснилось, что на самом деле это была радиостанция Геббельса, работавшая по разработанному им принципу «40 на 60».

Метод «Большой лжи»

Этот метод немного похож на метод «Гнилая селедка», но работающий иначе. Суть метода заключается в том, чтобы с максимальной степенью уверенности предложить аудитории настолько глобальную и ужасную ложь, что практически невозможно поверить, что о таком вообще можно врать.

Придуманная «большая ложь» вызывает у слушателя (зрителя) глубочайшую эмоциональную травму, которая после этого надолго определяет его взгляды вопреки любым доводам логики и рассудка. Хорошо работают при этом методе ложные описания жестоких издевательств над детьми или женщинами. Изощренный садизм над животными также иногда подходит.

К примеру, сообщение о распятом ребенке, или выпитой крови, за счет глубокой эмоциональной травмы, которую оно вызывает, надолго определит взгляды получившего эту информацию человека, сколько бы его потом ни пытались переубедить, используя обычные логические доводы.

Метод «Абсолютной очевидности»

Даёт не быстрый, но очень надежный результат. В этом методе ничего не доказывается, а преподается то, в чем хотят убедить аудиторию, как само собой разумеющееся, нечто очевидное, и потому полностью поддерживаемое большинством населения.

Этот метод при внешней простоте невероятно эффективен, так как психика человека автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь присоединиться к нему. При этом большинство обязательно должно быть преобладающим, а его поддержка — абсолютной и безусловной, в ином случае эффекта присоединения уже достичь не получится.

Если все условия соблюдаются, то число сторонников «позиции большинства» начинает постепенно, но верно расти, а с течением времени увеличивается уже в геометрической прогрессии — в основном за счет низших классов, которые наиболее подвержены «эффекту присоединения».

Одним из таких классических способов поддержки «абсолютной очевидности» является, например, публикация результатов разных социологических опросов, демонстрирующих абсолютное общественное единство по тому или иному вопросу. Разумеется эти отчеты не имеют отношение к реальности.

Методы такой пропаганды воздействуют на уровне глубоких психологических механизмов, и последствия этого воздействия невозможно снять обычными логическими доводами. «Большая ложь» достигает этого эффекта с помощью эмоциональной травмы. Метод очевидности — через «эффект присоединения». «Гнилая селедка» — за счет внедрения в сознание аудитории прямой ассоциации между объектом атаки и грязным, скандальным обвинением.

Спецпропаганда превращает человека в зомби, который не только активно поддерживает внедренные в его сознание установки, но и агрессивно противостоит тем, кто придерживается иных взглядов или пытается его переубедить, пользуясь логическими доводами. Иначе, собственно, и быть не может. Все эти методы спецпропаганды объединяет единая цель — ослабление противника внесением в ее ряды внутренней розни, взаимной ненависти и недоверия друг другу.

Курс «Боевая спецпропаганда» (СССР. Журфак МГУ) здесь