Статьи

Экклесия. Как голосовали наши предки на выборах: от Афин до России.

Начало выборов было положено в Древней Греции и Римской империи. Граждане этих государств должны были участвовать в политической жизни, заседая в Собраниях. Так, в Афинах в V веке до н. э. «экклесией» называли верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть. Принимать участие в деятельности экклесии мог любой афинский гражданин мужского пола, достигший 20-летнего возраста.

На народных собраниях лежали следующие дела и обязанности:

Содействие законодательной деятельности

В первом народном собрании в году председатели предлагали вопрос, все ли законы должны быть оставлены без изменения или же необходимы перемены. Для большей наглядности тесмотеты должны были собрать противоречащие законы и устарелые, но еще не уничтоженные форменно постановления и представить их народу. Кроме того, всякому было предоставлено делать от себя предложения. Вновь предложенные законы (всякий отменяемый закон должен был заменяться новым) выставлялись публично для всеобщего сведения. Народ избирал защитников старых законов (συνήγοροι σύνδικοι), а в третье народное собрание — номофетов (νομοθέται) из числа гелиастов текущего года, перед которыми происходил формальный процесс старого и нового закона. Первый защищали синегоры, второй — тот, кто его предложил. Решение принадлежало номофетам под председательством тесмотетов, но решение это, если оно было в пользу нового закона, так же как и псефизма, могло подлежать γραφη παρανόμων, и утверждение его, равно как и отклонение, зависело от приговора судей. Все производство дела называлось ἐπιχειροτονία νόμων. В позднейшие времена народ часто обходил эту строгую форму и заменял законы своими постановлениями

Избрание должностных лиц

Поскольку избрание происходило посредством χειροτονία, а не по жребию, сообразно демократическим учреждениям Клисфена, выборы сохранились для тех лиц, должности которых требовали особых способностей и гарантии относительно состояния — при военных и финансовых должностях и некоторых других. Выборные собрания, время которых не может быть точно определено, называются ἀρχαιρεσίαι. Председательство в них имели 9 архонтов. Кандидаты назывались σπουδάρχαι, домогаться должности — ἀρχαιρεσιάζειν, σπουδαρχια̃ν. Должностные лица могли быть смещены, а поэтому в первом собрании всякой притании архонты ставили вопрос, должны ли быть служащие оставлены в своих должностях или же сменены (ἐπιχειροτονία τω̃ν ἀρχόντων или ἀρχω̃ν).

Аристиду предлагают подписать решение об его остракизме, 1786 Уильям Дикинсон (1746-1823), Эрмитаж, Санкт-Петербург
Аристиду предлагают подписать решение об его остракизме, 1786 Уильям Дикинсон (1746-1823), Эрмитаж, Санкт-Петербург

Постановления против отдельных лиц, остракизм

В Афинах, также существовало тайное голосование под название «остракизм», или «суд черепков». Этот вид голосования члены общины использовали, когда нужно было определить, стоит ли изгнать из пределов города какого-либо общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Остракизм применялся как профилактика тирании в обществе — когда такой общественный деятель пытался взять на себя больше полномочий чем ему положено (пытался стать диктатором).

Участники остракизма писали имя провинившегося чиновника на черепке, после чего черепок помещался в специальное отгороженное место на площади. Изгнанным объявлялся тот, чье имя повторялось большее число раз.

ostrakon
Остракон

В Древнем Риме технология голосования при Сервии Туллии (VI век до н.э.) основывалась на так называемых центуриях (голосующих группах римлян).

Каждая такая группа представляла собой имущественный класс, выставлявший определенное количество центурий и имевший соответствующее количество голосов в народных собраниях.

Судейские обязанности

Судейские обязанности народ имел лишь в чрезвычайных случаях относительно тех, которые были преследуемы посредством исангелии, хотя и тут в большинстве случаев последнее решение принадлежало суду). При προβολή приговор народа имел лишь предварительное значение и по закону не имел никакого влияния на приговор суда; обвинения против должностных лиц были вносимы в народное собрание посредством προβολή, но решались судьями.

Верховенство в общегосударственных делах

Народ при установленном законом содействии совета имел верховное решение во всех государственных делах: о войне и мире, о союзах и договорах. Полномочия послов исходили от народа. Возвращавшиеся послы, равно как послы иностранных государств, были принимаемы в народном собрании, явившись предварительно в совете. Расходование общественных денег, равно как изменение податей и пошлин, зависело от решения народа. Равным образом дела, касавшиеся религии, например принятие новых культов и т. п., обсуждались самим народом. Далее, наряду с другими корпорациями народ раздавал почести и права отдельным лицам, например венки, стол в пританее и т. д. Наконец, народ же даровал иностранцам право гражданства.

Стоит заметить, что «экклесией» называли другие верховные органы в демократических полисах. В олигархических полисах права экклесии были ограничены другими государственными органами: советами и коллегиями. В ряде государств народные собрания имели специальные названия: в Спарте — «апелла», в Дельфах  — «агора»; «алия» — в городах Аргосе, Эпидавре, Геле, Акраганте.

Говорят, что голосование применяли и при гладиаторских боях, когда решался вопрос жизни и смерти побежденного гладиатора, зрители использовали жесты: большой палец вниз означал казнь проигравшего, палец вверх — помилование. Но, современные ученые, в основном, отвергают такую теорию голосования, считая её выдумкой пользователей соцсетей (прообраз лайков и дизлайков).

 

На территории современной России избирательные технологии применяли также начиная с античных времен. Так, в городе Танаисе (III в. до н.э. — V в. н.э.), располагавшемся на территории современной Ростовской области, использовалось голосование руками.

Жители Танаиса собирались на народное собрание на городской площади и после того, как председательствующий на собрании оглашал текст предлагаемого постановления или имя избираемого кандидата, поднимали руки в знак согласия.

Кстати, со временем получил распространение такое выражение как «голосование ногами». Это не говорит о том, что для голосования избирателям надо поднимать ноги. Это фигуральное выражение, голосовать ногами — значит игнорировать голосование, не являться на выборы.

Василий_Худяков_Новгородское_вече._Вечевой_колокол._1861
Василий Худяков «Новгородское вече. Вечевой колокол», 1861

Первые демократические выборы в истории России состоялись в 9 веке. В то время на многих территориях восточных славян избирали свою власть на Вече. К примеру, так было и в Новгородской и Псковской республиках, когда все жители Новгорода по зову колокола собирались на городской площади и принимали решения по различным вопросам управления города государства. Так, и первый глава государства — князь Рюрик — был приглашен на правление в 862 г. как раз после вечевого решения. Подробнее о Вече читайте статью посвященную Вече здесь (или на сайте Ruscpr.ru — Здесь).

До начала XX века голосовали шарами. Процедура голосования была относительно затянутой. Выборы депутатов городской Думы проходили в здании городской Управы в течение нескольких дней. Избиратели голосовали отдельно за каждого кандидата, бросая белые и черные шары в ящик с двумя отделениями: в правом были голоса «за», в левом — «против».

Как только ящик оказывался полным, голосование останавливали и начинали подсчитывать шары. Затем ящик возвращали на место для следующей партии шаров. Это продолжалось до конца голосования.

Явка на выборы, в прежние времена, была крайне низкой. Так, к примеру, в 1905 г. в Симбирске из 497 горожан, допущенных к голосованию, пришли на избирательные участки чуть больше 100 человек. В основном это были самые богатые и самые бедные граждане. А многие работающие избиратели не могли прийти на голосование из-за занятости.

Для того чтоб поднять явку разрешался, как бы сейчас сказали подкуп избирателей. Кандидатам разрешено было поить и кормить своих избирателей, призывая прийти проголосовать именно за него.

В 1905 году шары, как технология голосования, ушли в прошлое. Власти приняли манифест, согласно которому голосовать полагалось по спискам. Со временем на смену спискам пришли современные бюллетени.